Канадский музыкант и DJ Richie Hawtin в последние десять лет является
одной из самых заметных фигур на мировой техно сцене. Известный в пе-
рвую очередь своими минималистичными треками и жесткими клубными
сетами, Ричи постоянно экспериментирует и развивается, переходя от
жесткого техно к мелодичному эмбиенту, от вполне традиционного тра-
нса к медленным ломанным ритмическим переплетениям.Англичанин по
происхождению, в младенческом возрасте Ричи переехал с родителями
в Канаду. Вырос он в городе Виндзоре на границе с Соединенными Шта-
тами, что видимо и оказало решающую роль в становлении его музыкаль-
ных вкусов - Виндзор соседствует с американским Детройтом, индустриа-
льным монстром (там располагается компания General Motors) и одним из
центров, в которых зарождалась мировая техно культура. В середине 80-х
Ричи увлекается EBM, царившим тогда в альтернативных клубах, и оказыва-
ется в самом центре зарождения детройтского звучания - на сцене появля-
ются Derrick May, Juan Atkins и другие пионеры того, что потом было названо
"Techno, the new sound of Detroit". Ричи крутит пластинки в местных клубах
и параллельно начинает терзать драм-машины и синтезаторы.В 1989 году
Ричи знакомится с джоном Аквавива и в 1990 году они основывают свой со-
бственный лейбл Plus 8 - в тот момент независимые техно лейблы появляю-
тся как грибы, т.к. первая волна наступления молодых музыкантов на мейд-
жор-лейблы проваливается. Plus 8 сразу обретает свой собственный звуковой
облик - жесткое, бескомпромиссное клубное североамериканское техно (не
смотря на то, что среди музыкантов Plus 8 были и европейцы как, например,
Jochem Paap aka Speedy J, музыка эта все равно звучала по-североамерикански
в противовес волне бельгийского техно-рейва, охватившей в тот момент Евро-
пу). Первые пластинки лейбла (States of Mind, Cybersonik, Public Energy) дово-
льно быстро становятся хитами в андерграундных клубах по обе стороны Атла-
нтики. Многие из этих пластинок сейчас стали раритетами, но историю Plus 8
довольно легко проследить по серии компиляций Blueprints, выходивших на CD,
а также по многочисленным переизданиям классических треков в различных
антологиях современного техно. Интересно, что многие из тех, кто прослави-
лся на Plus 8 музыкой драм-машин затем стали одними из основоположников интеллектуального саунда - Kenny Larkin, Speedy J и сам Richie Hawtin выпуска-
лись в середине 90-х на Warp в серии альбомов "Artificial Intelligence".В 1992
году Plus 8 начинает активно сотрудничать с Nova Mute, молодым саблейблом
Mute Records, ориентированным на экспериментальное техно. NoMu станови-
ться европейским дистрибьютором некоторых релизов Plus 8 и в 1993 году по-
является CD "Sheet One", первый альбом Richie Hawtin'а под псевдонимом Plasti-
kman, этот проект стал затем основным для Ричи. На "Sheet One" окончательно формируется пластикменовский стиль - крайне минималистичное техно с упо-
ром на классические машинки от Roland - 808-ю и 909-ю драм машины и бас-
станцию TB 303. Nova Mute также выпускает несколько пластинок Plastikman'a,
звучащих еще более жестко и минималистично иногда треки длиной по 7-8 ми-
нут, построенные на бесконечных повторах, звучали как лупы, изменения в ко-
торых можно было услышать лишь на очень хорошем звуке и очень сосредото-
ченно вслушиваясь в эту гипнотичную пульсацию. Krakpot, Elektrostatik и Gak
произвели в клубах эффект разорвавшейся бомбы. Это была высшая точка ра-
вития и мировой популярности минимал техно. Пластинки несколько раз допе-
чатывались, после чего из этого материала был собран CD-only альбом "Recycled Plastik".Однако Ричи не ограничивался минимализмом и работой для Nova Mute.
В 1992 году он и еще несколько музыкантов с Plus 8 получают предложения к сотрудничеству от тогда еще молодого и не слишком известного шеффилдского
лейбла Warp. На сборнике "Artificial Intelligence" появляется композиция "Spiritual
High" проекта "Up!", за которым скрывался все тот же Ричи Хоутин. А в 1993 го-
ду Warp выпускает альбом "Dimension Intrusion" проекта FUSE, и это опять ока-
зывается Ричи. Музыка FUSE довольно сильно отличается от материала под псе-
вдонимом Plastikman - здесь гораздо больше мелодики и человечности - альбом
длиной в 76 минут представлет собой довольно мягкую, меланхоличную и сов-
сем не клубную смесь интеллектуального техно, транса и эмбиента. Затем Warp
выпустят и более жесткую пластинку FUSE "Train Tracs EP".
Не смотря на стилистическое разнообразие, музыку Ричи Хоутина отличала одна
общая черта - великолепное использование Roland TB 303. В то время, когда бы-
ли модны свистящие звуки с выкрученным до предела резонансом, Ричи идет
другим путем и извлекает из старой машинки тягучие мелодические пассажи
или глухие гипнотические басовые партии. Видимо это умение работать с ана-
логовыми синтезаторами и привлекло внимание немецкого эмбиент-гуру Пита
Намлука. В 1993 году на лейбле FAX появлется их первый совместный альбом
"From Within". B, естественно, музыка здесь не похожа ни на FUSE, ни на Plastik-
man. Звуковая палитра все та же - классический аналоговый setup: 303, 808,
909 и еще парочка синтезаторов из студии Намлука, но музыка уже совсем не
техно: небыстрые синкопированные ритм-секции, кое-где веселые мелодии на
tb-303, немного традиционной электроники а-ля Клаус Шульц и, естественно,
факсовский эмбиент с упором опять же на бас-линию от Ричи. За этим альбо-
мом затем последовало еще два, ставших не менее успешными.Тем временем
Ричи много играет в клубах, в основном как DJ. Происходит это в Европе (в
основном в Англии, где музыка Ричи особенно любима) и в Канаде - в США
Хоутин стал персоной нон грата после того как в период своих "кислотных
экспериментов" Ричи имел серьезные проблемы с полицией из-за наркоти-
ков. Продолжается и работа проекта Plastikman. В 1994 году появлzется аль-
бом "Musik", ознаменовавший очередной поворот в его творчестве. Здесь уже
нет никакого танцевального минимализма, на смену ему приходят ломаные ри-
тмы не быстрее 100 bpm (о танцевальном прошлом напоминает разве что бое-
вик 'fuk'). Пресса сразу же награждает Ричи статусом 'intelli-acid guru', а альбом
неожиданно побеждает в номинации лучший IDM альбом года по опросам
читателей idm mailing list. В этом заочном соревновании "Musik" опережает
таких грандов idm, как Autechre, Aphex Twin, Beaumont Hannant, Black Dog.
После этого Ричи несколько снижает темп выпуска альбомов, однако сказа-
ть, что он ушел в тень, было бы ошибкой - он много диджеит, даже выпуска-
ет свои сеты на CD (его техно-миксы выходт в серии X-Mix на лейбле Studio
!K7, а также в серии "Mixmag Live").Выходит еще один альбом с Намлуком
'From Within 2', продолжающий традиции первого. Кроме того, Ричи много
занимается ремиксами, став одним из самых модных ремикс продьюсеров в
мире - его интерпретации появляются на синглах The Shamen, New Order,
Hardfloor и других. На Plus 8 Ричи выпускает небольшим тиражом серию пла-
стинок "Concept 12", состоящую из двенадцати двенадцатидюймовых пласти-
нок без названий, но с номерами, каждая из которых содержит по одному
треку на каждой стороне. На Concept 12 Хоутин возвращаетс к крайним ми-
нималистическим экспериментам - треки нередко сделаны при помощи
одной лишь драм машины. Позднее выйдет альбом "Concept 12:96 - Brinkmann
Variations", где ремиксы на треки с Concept 12 сделает немецкий техно мини-
малист Томас Бринкманн, известный своими экспериментами с винилом -
он то использует проигрыватель с двумя тонармами, то вырезает на пове-
рхности пластинки радиальные линии, то придумывает что-то еще более
изощренное. Звучание ремиксов довольно разнообразно - от все того же
минималистичного техно до полуамбиентных шуршалок.В 1997 году Ричи
опять напоминает о себе серией релизов. На сингле Depeche Mode "Barrel
of a Gun" появляется его ремикс на инструментальный трек "Painkiller".
Ремикс удивил всех в первую очередь тем, что это был не деструктивный
по отношению к оригиналу минимализм, характерный для его ранних реми-
ксов, а очень интересная и хорошо продуманная интерпретация исходного
трека, в которой непросто уловить стиль самого Ричи. Версия насколько
понравилась музыкантам DM, что была затем использована в качестве интро
трека в их мировом турне. В том же году на FAX records выходит третий
диск из серии From Within, удививший всех акустичностью звучания (одной
из ведущих партий неожиданно оказалась намлуковская джазовая гитара).
Диск тут же занял ведущие места в опросах "лучший альбом FAX records".
Появляется и новая EP Plastikman "Sickness" (как обычно, на Nova Mute),
куда вошли два новых предельно минималистичных трека и фрагмент жи-
вого выступления.На смену Plus 8 незаметно приходит новое детище
Хоутина - лейбл Minus Records (или M-nus, как нередко указывают на пла-
стинках). Главным хедлайнером "минуса" становится Dale Lawrence aka
Theorem, продолжатель традиций минимального техно и хауса, однако
отличающийся более мягким и атмосферным звучанием.Новый альбом
Plastikman "Consumed" появлется на Nova Mute в 1998 году. Кзалось бы
надо уже привыкнуть к тому что каждый следующий диск довольно экспе-
риментален, но все опять удивились. А удивляться было чему - в музыке
сменилось то, что было неизменным на протяжении более пяти лет -
звуковая палитра. На смену чистому, отточенному звуку 303 и 909 при-
ходят грязные бочки, глухой шумящий бас, далекие тоскливые стринги и
гипнотичная реверберированная перкуссия. Все это звучит так, как будто
записано с пленки уровень шума превышает все стандарты, допустимые
даже в независимой музыке.
Сразу вспоминается продукция лейбла Chain Reaction, но ни о каком заим-
ствовании думать не приходитс, Plastikman всегда остается собой и это
сразу слышно. "Черная коробка" - самый мрачный и безысходный по нас-
троению диск Ричи, однако публикой он был встречен буквально на ура,
этим диском Ричи даже приобрел новых поклонников. В догонку, на волне
успеха "Consumed", Nova Mute выпускает альбом "Artifakts BC (before
Consumed)", сборник более раннего материала. Этот диск возвращает
нас во времена "Musik" - здесь все те же небыстрые ритмы, мелодичные
пассажи на TB 303 и кое-где вкрапления минимал техно.В 1999 году
Nova Mute выпускают диск под названием "Richie Hawtin: Decks & EFX &
909". Это DJ-сет Ричи Хоутина из довольно жесткого техно. В миксе
длиной в 62 минуты сведено 37 треков.
Техника игры чем-то напоминает Джеффа Миллса - довольно быстрые
переходы, безупречное сохранение ритма. Диск с точки зрения подбора
треков довольно ровный и кульминация наступает где-то в середине,
когда после трех подряд треков самого Ричи неожиданно вступает
сильно ускоренный Nitzer Ebb "Let Your Body Learn". В поддержку этого
диска Nova Mute устраивает небольшое турне Ричи в качестве диджея.
Никаких планов о дальнейшей деятельности Ричи пока не известно, во
всяком случае никаких релизов на данный момент не заявлено, однако
Minus Records переиздали два первые альбома From Within, давно став-
ших раритетами.